
Специалисты Пензенского государственного университета работают над усовершенствованием полимерных электролитических мембран (ПЭМ) для водородной энергетики. Они нашли новый способ напыления катализатора на них, который экономичнее и по производительности не уступает аналогам.
Работа проводится в рамках реализации национального проекта «Наука и университеты», инициированного Президентом.
Многие страны уже заинтересованы во внедрении водорода как основного инновационного вида топлива, поскольку достигается высокая энергетическая эффективность и экологическая чистота источников энергии: не страдает окружающая среда, так как выброс в атмосферу загрязняющих веществ нулевой. Среди других плюсов — бесшумность производства, быстрый запуск и мобильность топливных элементов.
Пензенские исследователи предложили инновационный способ сборки полимерных электролитических мембран для электрохимического генератора. Электрохимический генератор (водородно-кислородный топливный элемент) используется для преобразования водорода в электрическую энергию.
«Как правило, современные водородно-кислородные топливные элементы состоят из двух электродов — катода и анода. Их разделяет мембрана — ПЭМ. В исходном виде у нее низкая производительность. Чтобы ее повысить вводят на поверхность катализатор. В ту область, где происходит реакция, — в то место, где водород преобразовывается в электрическую энергию», — рассказал Максим Новичков, главный разработчик проекта.
Отметим, в исходном виде у мембран коэффициента полезного действия (КПД) — порядка 10%, а с катализатором — 50-60%. Так, автомобиль на водородном топливе, куда будет установлен элемент с такой мембраной, может проехать в 1,5-2 раза дальше, чем электромобиль.
В этом году научный коллектив получил «Ректорский грант» на реализацию проектного решения. В планах протестировать несколько десятков мембран.
Фото: © ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»
Источник: РИА Пензенской области