Комитет Государственной Думы по энергетике провел «круглый стол» на тему «Роль топливно-энергетического комплекса в реализации новой климатической политики Российской Федерации. Наилучшие корпоративные практики»

Фото: © Филиал ПАО «Россети» - МЭС Центра

Мероприятие прошло 23 января 2024 года.

Открывая мероприятие, Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрий Станкевич подчеркнул, что климатическая повестка прочно вошла в нашу жизнь. Ее цели и задачи зафиксированы в целом ряде документов стратегического планирования.

Он также отметил, что геополитические конфликты меняют приоритеты энергетической политики ведущих стран мира. После событий 2022 года фокус глобальной политики сместился от проблемы изменения климата в сторону энергетической безопасности. Крупные потребители энергии активизировали свои усилия по обеспечению импорта и наращиванию собственного производства энергоносителей в условиях фрагментации рынков сырья. Большинство индустриально развитых стран не спешат вводить политику жесткого регулирования промышленных выбросов парниковых газов.

В таких условиях России, имеющей один из наиболее чистых энергобалансов в мире, при достижении целей углеродной нейтральности необходимо придерживаться эволюционного сценария, при котором во главе угла будет находиться высокая международная конкурентоспособность базовых отраслей экономики.

Директор Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэкономразвития России Ирина Петрунина отметила, что в последние три года в стране была полностью сформирована нормативно-правовая архитектура углеродного регулирования, в том числе – утверждена Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года, которая предусматривает достижение углеродной нейтральности российской экономики не позднее 2060 года. Сейчас идет создание операционного плана по ее реализации, этот документ чрезвычайно важен для достижения заложенных в Стратегию целей.

На национальном уровне сформированы базовые условия для развития рынка углеродных единиц. Определены правовые основы реализации климатических проектов, выпуска и обращения углеродных единиц, создан реестр для регистрации операций. В реестре зарегистрировано 13 климатических проектов, выпущено 87,5 тысяч углеродных единиц, еще порядка 63 млн. углеродных единиц подлежит выпуску. Для преодоления барьеров развития рынка государство создаёт позитивные стимулы для российского бизнеса к участию в климатических проектах и формирует комфортные условия для всех участников добровольного углеродного рынка.

С 1 июня на базе ГИС «Энергоэффективность» в соответствии с Федеральным законом запущена система углеродного регулирования, проведена отчетная кампания, в которой участвовали 1023 организаций, попадающих под действие регулирования, что составляет около 60% потенциальных эмитентов. Это позволило получить достаточно четкую картину того, что происходит с выбросами.

В 2023 году решен вопрос с административной ответственностью за непредставление или несвоевременное представление отчета о выбросах парниковых газов либо представление заведомо недостоверной информации. Федеральный закон № 230-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает такую ответственность с 1 июля 2025 года, что дает компаниям время подготовиться.

В соответствии с Федеральным законом № 34-ФЗ «О проведении эксперимента по ограничению выбросов парниковых газов в отдельных субъектах Российской Федерации» сформирована система ограничения выбросов парниковых газов с элементами ценового регулирования. Сахалинский эксперимент идет, в нем участвует 35 организаций, им выделены определенные квоты выбросов. Главная задача – отработать механизмы верификации отчетности. Если в рамках сахалинского эксперимента региону удастся в установленные сроки, эксперимент будет масштабирован.

Решен вопрос доступа на национальный рынок углеродных единиц иностранных компаний. Соответствующий порядок уже в 2023 году внесен в нормативно-правовую базу, площадка для взаимодействия сформирована.

Россия активно участвует в международном взаимодействии по климатической повестке, включая мероприятия ООН СОР28, прошедшие в Дубае, где удалось отстоять достаточно мягкие формулировки по ископаемому топливу. Идет формирование рабочей группы БРИКС по климату, активно развивается взаимодействие на уровне ЕАЭС, несмотря на особую позицию Казахстана по многим вопросам.

Заместитель генерального директора ФГБУ «РЭА» Минэнерго России Сергей Романов представил стратегический взгляд на низкоуглеродное развитие России.

В марте 2023 года Правительством РФ принят Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата. В рамках оценки климатических рисков на уровне отраслей экономики, субъектов Федерации и хозяйствующих субъектов выявляются опасные климатические факторы, а также подверженность и уязвимость к ним объектов воздействия.

Указом Президента РФ утверждена Климатическая доктрина Российской Федерации, фиксирующая в качестве ключевой долгосрочной цели климатической политики страны достижение углеродной нейтральности не позднее 2060 года. При этом подчеркивается приоритет национальный интересов при выработке климатической политики.

Являясь ответственным участником международного сообщества, Россия выступает за взвешенные решения, основанные на учете национальных приоритетов, наилучших доступных и инновационных технологий, а также соблюдение баланса, с точки зрения социальных эффектов и выгоды с экономической точки зрения. Поэтому национальная климатическая политика уделяет равное внимание как адаптации к климатическим изменениям, так и снижению антропогенного воздействия. При этом не только государство, но и российский корпоративный и финансовый сектор активно действует в рамках повестки устойчивого развития и уделяет особое внимание вопросам климата и защите окружающей среды. Российский бизнес на практике осознает необходимость серьёзных мер в сфере декарбонизации и реализует значительное количество отраслевых и корпоративных программ, направленных на сокращение выбросов и интенсификацию абсорбции парниковых газов.

По данным многолетних наблюдений, выполняемых Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, среднегодовая температура воздуха у поверхности Земли на территории России с середины 1970-х годов растет в среднем на 0,51°С за 10 лет, что в 2,8 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,18°С за 10 лет). При этом темп роста среднегодовой температуры воздуха в Арктической зоне в 3,9 раза превышает темпы роста средней глобальной температуры воздуха (0,71°С за 10 лет).

Российскую энергетику уже сейчас отличает высокая доля экологически чистых источников энергии в энергобалансе: 37,8% – это низкоуглеродная электрогенерация, из них на АЭС приходится 19,6%, ГЭС и иные виды ВИЭ – 18,25%. Еще 47,8% электрической энергии вырабатывается на основе природного газа, выбросы углекислого газа от которого также крайне низкие. На использование угля приходится порядка 14,1%. ТЭК является системообразующей отраслью российской экономики, доля которого в совокупном выбросе парниковых газов с учетом вклада сектора лесного хозяйства и землепользования в 2021 году составила около 70%. Соответственно, решение задач по снижению углеродоемкости ТЭК чрезвычайно важны для общего низкоуглеродного развития. При этом, они должны решаться с учетом обеспечения энергобезопасности страны. Необходимо определить долю безуглеродной энергетики в ТЭБ страны, обеспечить устойчивость углеродной энергетики в переходный период, а также обеспечить технологический суверенитет российской безуглеродной энергетики.

Исполнительный директор проектного центра по энергопереходу и ESG-принципам Сколковского института науки и технологий Ирина Гайда рассказала об итогах международной климатической конференции COP28, задачах и возможностях России в сфере низкоуглеродного развития. Она отметила, что голос мирового нефтегазового бизнеса был достаточно ясно слышен на конференции в Дубае, хотя призывы к резкому снижению использования ископаемого топлива в «критическое десятилетие» продолжают составлять значительную часть содержания мероприятий. Более того, в Дубае была подписана Хартия по декарбонизации нефтегазовой отрасли,
пусть и не по всему спектру процессов, и к ней присоединились 50 компаний, включая национальные и международные.

При этом эффективность действий механизмов ООН в сфере изменения климата вызывает вопросы – ведь всё время, пока идут климатические переговоры, антропогенные выбросы парниковых газов продолжают расти. Вместе с тем, климатическая система настолько чувствительна, что любое усилие весьма значимо. Поэтому диалог на COP очень важно продолжать.

Адаптация к новым источникам энергии не может быть быстрой. Рассчитывать на резкие изменения за два-три года было бы некорректно. При любом переходе от одного типа получения энергии к другому в мире всегда остаются регионы, для которых продвинутые способы получения энергии недоступны. При этом приходит осознание, что так же, как в нефтяной отрасли есть сильные игроки, например, ОПЕК+, сильные игроки есть в цепочке создания возобновляемой энергетики — например, Китай, а в атомной энергетике – Россия.

Россия – ключевой игрок в атомной энергетике, которая уже сегодня позволяет декарбонизировать энергосистему и тяжелую промышленность с практически нулевыми выбросами.

Россия – страна с одним из наиболее значимых неиспользованных гидропотенциалов, и климатические изменения в нашем случае увеличивают стоки рек, на которых возможно строительство дополнительных плотин.

Российский газовый экспорт является наиболее быстрым и эффективным способом сокращения потребления угля в странах АТР.

Российские леса, водно-болотные угодья и сельскохозяйственные земли при правильном управлении и технологиях также будут способствовать природному удержанию углерода.

Россия в силу многих геологических факторов обладает уникальными преимуществами для улавливания и захоронения СО2, что является востребованной технологией для глубокой декарбонизации.

В этой связи оптимальным было бы вынесение всех вопросов климатической повестки за периметр санкционных ограничений и восстановление сотрудничества по климатическим проектам со всеми игроками G20. Если такое решение не будет принято, Россия может стать «климатическим партнером» для многих стран БРИКС и развивать совместные климатические проекты и проекты по технологиям энергоперехода со странами, которые сегодня зависят от иностранных поставщиков. Кроме того, важно не упустить сотрудничество со странами Центральной Азии, которые активизировались в развитии климатического регулирования и также сталкиваются в большими вызовами в области адаптации к климатическим изменениям.

Заместитель начальника Департамента-начальник Управления ПАО «Газпром» Александр Ишков рассказал о Климатической стратегии ПАО «Газпром» до 2050 года, принятой накануне СОР28.

По консенсус-прогнозу роста мирового спроса на энергию до 2050 года, именно на природный газ придется самый большой рост – 26%.

Природный газ остается одним из наиболее дешевых и экологически чистых видов топлива, что делает его ключевым энергоресурсом для энергетического перехода, так как это самый дешевый способ сократить предельные выбросы углекислого газа.

Целью климатической стратегии Газпрома является снижение углеродоемкости всех производственных процессов в газовой отрасли и создание максимально благоприятных условий для роста доли газа в ТЭБ страны.

Так, принимаются меры для увеличения объемов потребления газа на внутреннем рынке. В частности, можно отметить такие направления, как развитие газификации.
По данным ПАО «Газпром» реализация масштабной программы газификации страны, включая объекты энергетики, промышленности и транспорта, позволит к концу 2024 год сократить выбросы СО2-экв на 23 млн тонн.

Одним из перспективных направлений эффективного использования газа и снижения выбросов парниковых газов является использование газа как моторного топлива. Среди плюсов использования ГМТ – экологичность и низкая стоимость по сравнению с нефтепродуктами.

Объем снижения выбросов парниковых газов от сжигания топлива после перевода потребителей на газ к 2025 г. оценивается в 5,9 млн т/год СО2-экв., на 2035 г. – 10,16 млн т/ год СО2-экв.

Заместитель генерального директора по машиностроению и индустриальным решениям Госкорпорации «Росатом» Андрей Никипелов и заместитель Генерального директора – директор по энергетической политике АО «Концерн Росэнергоатом» Константин Артемьев представили решения Госкорпорации «Росатом» для низкоуглеродного развития. Новый атомный ренессанс стал одной из главных тем на всемирной конференции COP28 в Дубае. Международное сообщество согласилось с тем, что без развития мирного атома невозможно достичь амбициозных климатических целей.

Атомная энергетика Россия находится в числе мировых лидеров по развитию новых технологий выработки электроэнергии на АЭС и одним из мировых лидеров по количеству энергоблоков, сооружаемых за рубежом.

Согласно отчету «Росатома», за 2022 год благодаря АЭС в России предотвращены выбросы парниковых газов в объеме 109 миллионов тонн СО2-эквивалента.

Госкорпорация «Росатом» осуществляет масштабную программу сооружения АЭС как в России, так и за рубежом. На 11 АЭС России эксплуатируется 37 энергоблоков суммарной установленной мощностью свыше 29,58 ГВт, включая первую в мире плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» в г. Певек Чукотского автономного округа. Совокупно АЭС России позволяют ежегодно экономить выбросы порядка 100 млн т CO2-экв. Для решения задачи обеспечения электроэнергией удаленных регионов Росатом работает над созданием решений в области малой генерации (АСММ). Ожидается, что первая наземная АСММ с реакторами РИТМ-200 будет введена в эксплуатацию на территории Республики Саха (Якутия).

Президентом РФ В.В.Путиным поставлена задача по увеличению доли производства атомной энергии в общем объеме энергопотребления России с 20% до 25% к 2045 году.

Одним из самых серьёзных препятствий для широкомасштабного развития ядерной энергетики, как в мире, так и в России, является проблема обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами. Изменить эту тенденцию возможно при реализации планов строительства АЭС с реакторными установками на быстрых нейтронах и своевременным наращиванием мощностей по радиохимические переработки ОЯТ, обращению с радиоактивными отходами, включая их захоронение.
Россия обладает всеми необходимыми технологиями и уже эксплуатирует реакторы на быстрых нейтронах с использованием МОКС-топлива, производимого с использованием ОЯТ.

Своими корпоративными практиками, взглядами на низкоуглеродное развитие и предложениями по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы поделились представители крупнейших компаний нефтяной отрасли, электроэнергетики и теплоснабжения, финансовых институтов, участвующих в климатических проектах, отраслевых ассоциаций, экспертных и консалтинговых институтов.

Отдельно внимание было уделено низкоуглеродному потенциалу гидроэнергетики. Гидроэнергетика – один из самых чистых видов генерации, не использующих в процессе производства технологии сжигания топлива, в связи с чем прямые выбросы СО2 при генерации электроэнергии отсутствуют.

Уникальной особенностью водохранилищ является их способность поглощать парниковые газы в донных отложениях. Проведенные оценки эмиссий и поглощения парниковых газов в гидроэнергетических водохранилищах России показывают, что поглощение углерода донными отложениями водохранилищ полностью компенсирует эмиссии метана, выраженных в CO2-эквиваленте, что делает водохранилища ГЭС углеродно- нейтральными.

Освоение гидроэнергетического потенциала России является стратегическим ресурсом для обеспечения ее конкурентных преимуществ в мировом сообществе, роста экономики России, освоения и развития территорий.

Сегодня гидроэлектростанции обеспечивают около 20% всего электропотребления в России. Гидроэлектростанции дают импульс развитию территорий и создают комплексные экономические, экологические и социальные эффекты. Важным направлением развития гидроэнергетики в России также должно стать развитие малой гидроэнергетики, обладающей колоссальным нереализованным потенциалом, в первую очередь в Северо-Кавказском регионе.

Важным для достижения целей низкоуглеродного развития является развитие водородной энергетики. Изменение структуры спроса на энергоресурсы на зарубежных рынках влечет за собой увеличение интереса к водороду как низкоуглеродному источнику энергии.

Сегодня глобальный рынок водорода как энергоносителя отсутствует. С учетом потребности в водороде при реализации национальных программ развития водородной энергетики стран Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и США дополнительный мировой спрос на водород может составить 40 – 170 млн. тонн в год к 2050 году в зависимости от темпов развития мировой низкоуглеродной экономики и скорости освоения и развития водородных технологий.

Общее производство водорода в России составляет около 5 млн. т в год при мировом годовом потреблении в 72 млн. т. В перспективе представляется возможным развитие в России экспортного потенциала в сфере водородной энергетики.

Значительный интерес к развитию технологий водородной энергетики в России проявляет корпоративный сектор, прежде всего Госкорпорация «Росатом» и Группа «Газпром». Кроме того, развитием водородной энергетики в России занимается ПАО «НОВАТЭК».

Невзирая на санкционные меры, Россия ориентируется на развитие внутреннего рынка и собственных технологий, а также выстраивает «водородное сотрудничество» со странами БРИКС.

 

В проекте рекомендаций Комитета по энергетике большое внимание уделено тематике повышения энергоэффективности. Именно в этой области лежит основной потенциал сокращения выбросов СO2 в России в ближайшем будущем.

Энергоемкость ВВП – один из ключевых показателей состояния развития экономики стран, он связан со структурой экономики, с темпами ее роста, с инвестиционной активностью, с состоянием основных фондов в отраслях экономики, технологическими и финансовыми возможностями по их обновлению и модернизации, с эффективностью использования энергоресурсов.

За прошедшие 12 лет энергоемкость ВВП при целевом показателе 40% снизилась на 15%, при этом в последние четыре года она практически не снижается.
Уровни энергоемкости производства важнейших отечественных промышленных продуктов хуже среднемировых в 1,2-2 раза, а по отношению к лучшим мировым практикам – в 1,5-4 раза.

В отраслевом разрезе наиболее энергоемкими отраслями остаются: электроэнергетика и теплоэнергетика (27%), обрабатывающая промышленность (20%), строительство и жилищно-коммунальное хозяйство (10%), транспорт (15%), добывающая промышленность (10%) и население (17%).

Важнейшей причинами высокой энергоемкости экономики России являются недостаточная эффективность структуры экономики и преобладание преимущественно сырьевых отраслей; значительный физический износ оборудования; высокие показатели удельных расходов топлива и потерь в сетях; недостаточное использование потенциала когенерации; отсутствие у субъектов экономики собственно экономической мотивации к повышению энергоэффективности из-за низкой доли в себестоимости продукции затрат на энергоресурсы.

Основным стимулом для реализации мероприятий по повышению энергетической эффективности в энергоемких секторах экономики является повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках в условиях санкций, путем снижения потребления энергоресурсов по всей цепочке создания добавленной стоимости.

Для обеспечения рационального использования первичных энергоресурсов необходимо вернуть топливно-энергетическим балансам статус системного, аналитического и прогнозного документа при стратегическом планировании развития страны, региона и муниципалитета. Использование качественно и достоверно составленных ТЭБ позволяет проводить анализ и оценку изменений структуры и эффективности потребления топливно-энергетических ресурсов, выявлении тенденций энергопотребления, определять экономические связи между регионами – производителями и потребителями топливно-энергетических ресурсов.

По итогам состоявшейся дискуссии Комитет Государственной Думы по энергетике будет рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1. Обратить внимание на необходимость формирования долгосрочных приоритетов деятельности государства в снижении энергоемкости экономики Российской Федерации, предусматривающих:

– структурную перестройку экономики РФ в пользу обрабатывающих отраслей, производящих товары с высокой добавленной стоимостью, включая принятие дополнительных мер бюджетно-налоговой политики для стимулирования инвестиционной деятельности, обновления основных фондов;

– создание единой комплексной системы формирования ТЭБ с определением роли ТЭБ в единой системе стратегического планирования, и их гармонизации с другими документами стратегического планирования на федеральном и региональном уровнях управления;

– создание центров компетенций в сфере энергосбережения и энергоэффективности, в том числе, возложив на них деятельность, связанную с формирование ТЭБ соответствующего субъекта Российской Федерации;

– целенаправленное внедрение передовых энергоэффективных и энергосбережающих технологий при производстве первичных энергоресурсов, транспортировке
и потреблении энергии во всех отраслях экономики;

2. Рассмотреть возможность увеличения в Российской Федерации мощностей по переработке ОЯТ на горизонте до 2035 года;

3. Рассмотреть возможность дополнить существующую систему документов стратегического планирования Стратегической отраслевой программой развития радиохимического направления;

4. Рассмотреть возможность создания реестра углеродных единиц стран БРИКС+ .

 

В рекомендации Министерству экономического развития Российской Федерации войдут предложения:

1. Рассмотреть возможность установления целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов в масштабах экономики к 2035 г.;

2. Рассмотреть возможность создания и развития реестра выбросов парниковых газов;

3. Рассмотреть возможность установления порядка обязательной верификации отчетов о выбросах парниковых газов и уточнение правил представления отчетов о выбросах парниковых газов в реестр парниковых газов;

4. Проработать вопрос развития организованной (биржевой) торговли углеродными единицами, единицами выполнения квоты и иными инструментами снижения выбросов (увеличения поглощения) парниковых газов;

5. Рассмотреть возможность ускорения формирования паспорта комплексной государственной программы Российской Федерации «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», включая утверждение перечней общесистемных и отраслевых мер по повышению энергетической эффективности с определением необходимого финансового обеспечения и установление ответственных лиц за реализацию структурных элементов Госпрограммы;

6. Рассмотреть возможность введения обязательного энергетического обследования при вводе в эксплуатацию после строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений.

Министерству энергетики Российской Федерации Комитет рекомендует:

1. При актуализации параметров Энергетической стратегии, обеспечить комплексное целеполагание для развития низко- и неуглеродных технологий в отраслях ТЭК,
в том числе обеспечивающих снижение углеродной интенсивности производства электроэнергии до 2035-40 гг;

2. Рассмотреть возможность совершенствовать механизм отбора проектов модернизации генерирующих объектов, в том числе на ТЭЦ и переходом на парогазовую технологию;

3. Рассмотреть создание комплексных, системных мер государственной поддержки развития водородной энергетики;

4. Подготовить предложения по стимулированию сокращения выбросов парниковых газов путем перевода объектов потребителей на газ;

5. Предусмотреть механизмы, стимулирующие более широкое участие энергоемких потребителей электроэнергии, заинтересованных в снижении углеродного следа своей продукции, в инвестициях в развитие низко- и неуглеродной электрогенерации.

В адрес Министерства промышленности и торговли Российской Федерации сформулированы рекомендации:

1. подготовить предложения по государственной финансовой, нормативной и другой поддержке развития передовых отечественных водородных технологий и изготовления соответствующего оборудования;

2. Подготовить предложения по развитию технологий улавливания, переработки, использования и (или) захоронения углекислого газа.

Министерству транспорта Российской Федерации адресовано предложение разработать меры по расширению использования на автомобильном, железнодорожном, воздушном, морском и речном транспорте низкоуглеродных видов топлива: компримированного и сжиженного природного газа или водорода.

Фото: © Филиал ПАО «Россети» — МЭС Центра
Источник: Комитет ГД по энергетике