Искусственный интеллект – важный инструмент повышения эффективности оперативно-диспетчерского управления

Фото: © ПАО «Россети»
Фото: © ПАО «Россети»

Об этом рассказал руководитель Департамента организационного проектирования и мотивации персонала Системного оператора Александр Адиссонов на Молодежном дне международного форума РЭН-2025.

Выступая на круглом столе «Искусственный интеллект в энергетике: влияние на отрасль, HR и образовательные системы», Александр Адиссонов представил обзор решений на базе искусственного интеллекта, внедряемых Системным оператором в практику оперативно-диспетчерского управления:

  • прогнозирование работы солнечных и ветровых электростанций при помощи отечественных информационных систем «Прогнозирование выработки ВИЭ. Солнце» и «Прогнозирование выработки ВИЭ. Ветер»,
  • проверка каналов связи для ведения оперативных переговоров диспетчеров,
  • обеспечение кибербезопасности и предотвращение угроз кибератак на объекты критической инфраструктуры,
  • анализ потенциальных уязвимостей IT-инфраструктуры,
  • использование NLP-моделей (Natural Language Processing) для автоматизации обработки обращений в сервисных службах и анализа информации.

Цифровые технологии применяются в оперативно-диспетчерском управлении с 60-х годов прошлого века, то есть с самого начала зарождения и распространения использования компьютерной техники. В настоящее время Системный оператор реализует целый ряд проектов в сфере цифровизации, в том числе в сфере использования искусственного интеллекта и нейросетей. Каждый из них приносит ощутимый эффект, позволяя оптимизировать основные деловые процессы и повысить качество управления электроэнергетическим режимом, — подчеркнул Александр Адиссонов.

Фото: © ПАО «Россети»
Источник: Системный оператор ЕЭС